ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РОБОТОТЕХНИКА НА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ

11 июня 2014 - Админ


Золотарева Елена Валентиновна
Пяткова Елена Геннадьевна



Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат II вида № 12 г. Челябинска



    LEGO – самая популярная настольная игра на планете. У слова «LEGO», в переводе с латыни, два значения: «я учусь»  и «я складываю».  Почему мы стали внедрять LEGO в образовательный процесс коррекционной школы? Введение ФГОС предполагает использование новых развивающих педагогических технологий, одной из которых, является LEGO-технологии. Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. Такой подход легко реализовать в образовательной среде LEGO, так как конструкторы LEGO позволяют ребёнку думать, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться.
      Еще одним из основных требований ФГОС – интегрированные связи между образовательными областями. Эту связь можно  осуществить с помощью  внедрения в образовательный процесс LEGO -технологий.
Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья даёт основание утверждать, что у данной категории детей отмечается ограниченный словарный запас, нарушение грамматического строя речи, неумение рассуждать, делать выводы, умозаключения. У них снижен познавательный интерес, слабо развиты основные свойства мышления - сравнение, обобщение, классификация. Наблюдается ограниченность объема запоминаемого материала, а также быстрая потеря информации. Основными чертами являются нарушение самоконтроля во всех видах деятельности. Всё это побуждает нас искать различные формы работы, которые бы способствовали развитию познавательного интереса у детей, формированию исследовательского отношения к окружающему миру с целью дальнейшей  успешной социализацией.
    С сентября 2013 года МБСКОУ школа-интернат II вида №12 стала центром образовательной робототехники. Учителя-дефектологи  участвует в реализации  инновационного проекта  по теме «Системно - деятельностный подход через образовательную робототехнику на индивидуальных занятиях по развитию слуха и формированию произношения».
    Одним  из важнейших условий реализации проекта является создание развивающей среды, которая представлена в МБСКОУ  кабинетом образовательной робототехники.
      
ЛЕГО: Mindstorms NXT 2.0   

ЛЕГО: ПервоРобот.

Программное обеспечение ROBOLAB 2.5.4.
      
Lego Wedo 9580   

Технология и физика   9686
      
LEGO education «Первые конструкции» 9660   

LEGO education 9335,
      
LEGO education 9348   

Городская жизнь LEGO. 9389
      
Большие строительные платы. LEGO. 9286   

Строительные кирпичики .LEGO. 9384
     Целью применения элементов образовательной робототехники на индивидуальных уроках, является развитие творческих способностей,  воспитание личности, способной самостоятельно ставить перед собой задачи и решать их, развитие речи, дальнейшая успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья.
     Помимо решения общих задач применение элементов образовательной робототехники позволяет   решать и  коррекционные задачи:
•    развивать лексико-грамматические средства речи в рамках определенных лексических тем («Домашние и дикие животные», «Профессии», «Мебель» и др.);
•    развивать сенсорные представления (поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета и их оттенки);
•    формировать пространственные ориентировки;
•    развивать  память, внимание, мышление;
•    тренировать тонкие дифференцированные движения пальцев и кистей рук;
•    формировать и закреплять состояние успеха, т.к. любую постройку можно перестроить  в случае неудачи.
    Ожидаемый результат реализации проекта:
•    Формирование конструкторских умений и навыков у детей, развитие интереса к моделированию.
•    Познание окружающего мира и построения своей картины этого мира.
•    Воспитание творческой личности.
•    Развитие речи.
•    Развитие слухового восприятия.
•    Коррекция произношения.
•    Формирование коммуникативных навыков.
    Методические приёмы, используемые  в работе:
−    Обследование LEGO - деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа),  восприятия целостности постройки из LEGO – деталей.
−    Показ некоторых действий и комментирование действий с конструктором. Для того чтобы задать направление деятельности, необходимо показать один вариант действия, чтобы дети, в дальнейшем активизируя мыслительную деятельность, нашли другие. Например, показать, как скрепляются две детали, и попросить найти другие способы скрепления.
−    Предъявление речевого образца. Педагог должен предъявить детям образцы высказываний.
−    Выполнение словесных инструкций. Словесные инструкции в процессе занятия сначала формулируются учителем, а потом – детьми.
−    Использование словесного объяснения, просьбы, поручения.
−    Показ картинок с изображением LEGO-деталей и предметов окружающего мира.
−    Проведение бесед.
−    Оценка работы.
    Методические приёмы определяются интеллектуальными и речевыми возможностями  детей.  Они направлены на развитие слухового восприятия и  познавательной активности.   
    Формы заданий, используемые  в работе:
−    по образцу;
−    по собственному замыслу;
−    по заданию дает учителя.
Работа с элементами образовательной робототехники стимулирует и развивает потенциальные творческие способности каждого ребенка.
   Применение LEGO:
-помогает развивать интеллектуальные качества; находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; -способствует умению создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей; умению находить ошибки и недостатки;  предвидеть результаты своих действий.
   Применение образовательной робототехники не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет учителям с детьми составлять новые варианты задания, то есть заниматься творческой деятельностью.
Незаметно для ребенка эти игры помогают приобрести очень важное умение – сдерживаться, не мешать друг другу, размышлять и принимать решение, не просить помощи, если не попробовал сделать сам.
Таким образом, образовательная робототехника – это вид моделирующей творчески–продуктивной деятельности. С его помощью трудные учебные задачи можно решить посредством увлекательной, созидательной игры.
     Каждый ребенок уникален, и каждый рождается со способностями, которые можно и нужно развивать, приобщая учащихся к техносфере. Создавая необходимые условия для конструктивной деятельности, мы помогаем ребенку с ОВЗ познать окружающий мир и осознать свое место в этом мире.
 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!